5 архетипов по Юнгу

Сонник

Изучая в свое время мифологию разных народов мира, а также работая в тесном контакте с другими исследователями, Юнг пришел к выводу, что несмотря на то, что культура у различных народов разная, мифы и легенды, что касаемо Богов имеют характерную окраску и колорит, соответственно местности проживания народа.

Тем не менее есть в них что-то общее, какие-то изначальные психологические каркасы и образы, находящиеся в области бессознательного, области малоизученной и потому для сознания темной, ведь собственно бессознательное так и называют — темная сторона души, то есть невидимая. Если простым языком, то как темная сторона луны, она есть, но что там никто не знает.

Изучая больных с различными неврозами и другими психологическими проблемами, Юнг наблюдал влияние мифов, но при том что, точно было известно, что в сознании больного нет такой информации, то можно было сделать вывод, что эта информация берется из бессознательного, а бессознательное оказывает достаточно сильное влияние на наши сновидения. Вот эти первообразы или типы, Юнг и назвал архетипами, поскольку тянулись они из очень глубокого прошлого.

Рассмотрим пять основных архетипов коллективного бессознательного: Младенец, Мать, Дева, Дух, Тикстер.

1. Архетип Младенец



По утверждению Юнга, младенец появляется на свет в результате борьбы противоположностей. При этом при появлении он включает в себя аспекты этих обеих сторон, а также заключает в себе сознательное и бессознательное. Поскольку этот образ обедняющий и представляющий нечто целое то его связывают зачастую со спасением, тем кто может объединить и спасти.

Одной из черт мотива данного архетипа является будущность, и возрождаясь из младенца он должен вырасти до мужчины и преодолеть  мрак, то есть бессознательное. В культуре и традиции поэтому его связывают с огнем и металлом.

Чтобы развиваться ему необходимо быть вдали от источников его создания, потому одна из черт этого архетипа это покинутость и одиночество, но все это нужно для его независимого развития.

2. Архетип Мать


Тремя основными атрибутами данного архетипа являются страсть, божество и темнота. По Юнгу этот символ присутствует в вещах, которые вызывают у человека благоговение, а также часто символизирует плодородие и изобилие, ну и бесспорно самый главный символ это Рождение.

В физическом мире, он проявляется в роли матери, сестры, бабушки. В метафизическом, связан с воскрешением и магическими превращениями.

Двойственность проявлений, присуща так же как и другим архетипам. К отрицательным можно отнести, могилу, смерть, привидений. К положительным, сочувствие, заботу и доброту. Также с данным символом ассоциируют разные полые предметы, как вместилище чего либо.

3. Архетип Дева


Данный архетип Юнг вывел из мифологии воссоединив в данный образ практически всех Богинь. У Юнга данный архетип носит название одной из Богинь по имени Кора, которая по сути имеет свои черты во всех остальных Богинях.

Этот архетип сложен тем, что он отражен во многих ассоциациях, которые связаны с ее именем. Ведь буквально Кора является Персефоной, дочерью Деметры, которую насильно выдали замуж, а также она является Девой-Богиней Иштар у шумеров.

Юнг придавал огромное значение данному архетипу очень сильно влияющие на психику современных женщин.

4. Архетип Дух


Архетип Духа или как его еще называет сам Юнг, «Мудрый старец», несет в себе следующие качества: мудрость, озарение, знание и интуицию. В литературе этот архетип очень живописно представлен на примере волшебника Мерлина.

Как для мужчин так и для женщин этот архетип может быть производной от архетипического отца.

Данный архетип несет в себе, спокойствие, уверенность и исходящую изнутри, некую магическую силу, которая руководит человеком.

5. Архетип Тикстер


Данное слово пришло из культуры американских индейцев. По своему влиянию он напоминает карточную фигуру Джокера, который в свою очередь является источником трансформаций и превращений, источник перемен и перестановок.

В греческой мифологии данному архетипу соответствует Гермес. При исследовании текстов алхимиков средневековья, Юнг также заметил влияние данного архетипа, имеется ввиду попытки алхимиков превратить неблагородные металлы в благородные.

Но поскольку перемены и перевоплощения могут носить как позитивный так и негативный характер, соответственно и сап архетип может приобретать как положительные, так и отрицательные черты.

Источник: http://www.sonarium.ru/sonarts/5-arhetipov-po-yungu/

Оцените статью
Добавить комментарий