Детские издательства ежегодно выпускают тысячи книг, и как разобраться в этом многообразии стилей, жанров и направлений, подчас совершенно непонятно.
А ведь есть еще не менее сложный вопрос возраста. Не рановато ли читать «Таинственный остров»? А будет ли десятилетке интересен «Шерлок Холмс»?
В таких вопросах хочется не гадать, а довериться авторитетным профессионалам.
Прежде всего, это мнение учительского сообщества. Не случайно в школьной программе есть внеклассное чтение. Это своего рода мостик, перекинутый из школьной в домашнюю жизнь. Главная задача внеклассного чтения — пробудить в ребенке интерес к литературному миру за пределами учебной программы, научить его вдумчивому осознанному чтению. А ведь именно оно потом пригодится ученикам во время ГИА и ЕГЭ, с их коварными вопросами и аналитическими заданиями!
Учитель формирует списки внеклассного чтения для каждого возраста, подбирая наиболее подходящие произведения отечественной и зарубежной литературы. Именно он решает, исходя из интересов и потребностей своих учеников и их уровня развития, какими произведениями дополнить школьные уроки литературы.
Зимой 2013 года Минобрнауки опубликовало список 100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендованных школьникам для самостоятельного прочтения. Список породил множество дискуссий, однако важно то, что он носит рекомендательный характер и будет регулярно обновляться и перерабатываться. Это своего рода the best отечественной литературы, от которого может отталкиваться и педагог, и родитель.
Альтернативные перечни рекомендованной литературы составили сами учителя в рамках всероссийского онлайн-опроса по внеклассному чтению. В этом масштабном исследовании приняли участие более 4500 учителей и родителей, ответивших на вопросы о том, что, как и почему читают современные дети в школе и дома. В списки, составленные педагогами, вошла литература, «проверенная» не одним поколением школьников. Перед вами топ-10 рекомендованных учителями книг для начальной и средней школы, остальной список вы можете изучить здесь.
Внеклассное чтение для детей 6-10 лет
- Козлов С. Г. «Трям, Здравствуйте! И другие сказки»
- Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
- Шварц Е. Л. «Сказка о потерянном времени»
- Носов Н. Н.»Приключения Незнайки и его друзей»
- Толстой А. Н.»Золотой ключик, или Приключения Буратино»
- Родари Д.»Приключения Чиполлино»
- Янссон Т. «Все о Муми-троллях»
- Дружков Ю. М. «Приключения Карандаша и Самоделкина»
- Осеева В. А. «Волшебное слово»
- «Рассказы о войне»
Внеклассное чтение для детей 11-14 лет
- Беляев А. Р. «Голова профессора Доуэля»
- Жвалевский А. В., Пастернак Е. Б. «Время всегда хорошее»
- Троепольский Г. Н. «Белый Бим Черное ухо»
- Алексин А. Г. «Повести о дружбе и любви»
- Льюис К. С.»Хроники Нарнии»
- Дефо Д. «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо»
- Зощенко М. М., Черный С. «Несерьезные истории»
- Грин А. С.»Алые паруса»
- Твен М. «Приключения Тома Сойера»
- Рыбаков А. Н.»Кортик»
Опытные педагоги советуют родителям обращать внимание на качество чтения, а не на количество «проглоченных» страниц: пусть ребенок читает немного, зато полностью «усваивает» материал.
А как понять, что усвоил?
Наиболее важно, говорят специалисты, не просто задавать контрольные вопросы, а вовлекать детей в обсуждение книг с помощью всевозможных викторин, игр, презентаций по мотивам прочитанного; «закреплять эффект» посещением театральных постановок, экранизаций, экскурсий в литературный музей и на выставки книжной иллюстрации. Другими словами — погружайте ребенка в литературный мир с головой, и он обязательно будет читать с удовольствием!
Однако все творческие усилия учителя пройдут впустую, если у ребенка нет практики чтения домашнего. Любовь к книгам зарождается в семье, которая чаще всего и становится катализатором литературных увлечений ребенка. Это ярко демонстрируют результаты опроса. Педагоги и родители едины во многих вопросах, касающихся внеклассного и домашнего чтения. Вопреки классической установке, большинство считает, что ребенка нельзя заставлять читать. Его необходимо мягко побуждать и мотивировать, прежде всего, личным примером.
Хотите, чтобы ребенок начал читать? Читайте сами и, самое главное, читайте вслух!
По мнению 80% учителей и 68% родителей, читать вслух необходимо и полезно детям любого возраста: и малышам, и младшешкольникам, и подросткам.
И не отчаивайтесь, если ребенок не берется за книгу ни при каких обстоятельствах.
С такой проблемой сталкиваются многие родители: только 15% из числа участников опроса отмечают, что их дети читают много, не по программе и без напоминания.
И лишь 44% утверждают, что во время каникул дети читают больше книг.
Специалисты в ответ рекомендуют встраивать чтение в ежедневный распорядок дня, например, отводить какое-то время перед сном. Именно регулярное чтение является залогом успеха.
Вместе с тем опрос показал, что большинство школьников укладывается в рекомендованное педагогами время. Младшие школьники должны уделять самостоятельному чтению в среднем 3-4 часа в неделю, а старшие — не менее 5-6 часов.
Важным практическим итогом опроса стало формирование списков для внеклассного чтения по возрастам. Онлайн-опрос обобщил опыт не только учителей, но и родителей, которые тоже рекомендуют лучшие книги для чтения с детьми.
Книги для самостоятельного чтения детьми 6-10 лет
- Экхольм Я. «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие»
- Вестли А. «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик»
- Шмидт А. Ш. «Мурли»
- Раскатов М. Е. «Пропавшая буква»
- Лобе М. «Бабушка на яблоне»
- Волков А. «Волшебник Изумрудного города»
- Линдгрен А. «Пеппи Длинный чулок»
- Петрановская Л. В.»Что делать, если…»
- Бунтман Е., Эйдельман Т. «Бородинская битва. 1812»
Книги для самостоятельного чтения детьми 11-14 лет
- Барановский М. А. «Я воспитываю папу»
- Джонс Д. У. «Ходячий замок»
- Толкин Д. Р. Р. «Хоббит. Властелин колец»
- Верн Ж. «Вокруг света в восемьдесят дней»
- Дойл А. К. «Рассказы о Шерлоке Холмсе»
- Парр М. «Вафельное сердце»
- Жвалевский А. В., Пастернак Е. Б. «Я хочу в школу!»
- Хокинг С., Хокинг Л., Гальфар К. «Джордж и тайны вселенной»
- Дрейпер Ш. «Привет, давай поговорим»
- Брагин М. Г. «В грозную пору»
Списки книг для внеклассного чтения станут отличным подспорьем как для педагогов, которые следят за актуальностью своих рекомендаций, так и для родителей, которые теперь могут изучить, что же пользуется особой популярностью у детей того или иного возраста.
Полностью рекомендованные списки и сам отчет вы можете посмотреть здесь.